Полная версия статьи: Делать как все, работать больше, предлагать дешевле
Опубликовано: 16-11-2010, 01:34 в разделе Главные новости

Делать как все, работать больше, предлагать дешевле


Делать как все, работать больше, предлагать дешевле
Китайские автомобили еще несколько лет назад были знакомы только лишь специалистам.
Но сейчас мы на дороге часто встречаем незнакомый джип или пикап, издалека похожий на Toyota или Isuzu 90-х годов выпуска.
Мы видим их в автомобильных изданиях, журналах и газетах и на рекламных плакатах.
Некоторые китайские марки стараниями автодилеров уже стали известны большинству автолюбителей в России.

Первые ласточки

Первыми китайскими марками, которые начали продаваться в России, стали Great Wall (китайское название – Changcheng ) и Xinkai .
Это большие рамные джипы и пикапы, внешне они очень похожи друг на друга, цены тоже достаточно близки.
Поэтому создается впечатление, что это машины - близнецы с одинаковым качеством и характеристиками. Однако это далеко не так.
По результатам опроса, проведенного компанией Соло Консалтинг среди технических специалистов из 62 сервисных центров в Китае, джипы Great Wall получили оценку ниже среднего, а марка Xinkai вообще стала аутсайдером, заняв итоговое 3 место с конца в последней, худшей группе качества.

В Китае сейчас производится более 130 марок легковых автомобилей, из которых около 70 – аутентичные китайские марки.
Конечно, нельзя судить обо всех их только по двум. В Европе, например, Great Wall и Xinkai пока не продаются.
Там стали известными другие марки из Поднебесной: Chery (китайское название Qirui), Geely ( Jili ), Zhonghua и Landwind ( Lufeng ). Марка Chery прославилась благодаря скандалу. Ее микролитражка QQ – почти точная копия Daewoo Matiz .
Geely выпустила на европейский рынок несколько семейных седанов и хетчбэков гольф-класса. Концерн Brilliance ( Huachen ) в Китае собирает BMW 3-й и 5-й серии, минивэны под маркой Jinbei , а также седаны бизнес-класса собственной разработки под маркой Zhonghua.
Это достаточно качественные и дорогие автомобили, в Китае их розничная стоимость составляет от 17 до 26 тыс. долл. США, там они конкурируют с большими корейскими седанами.

Но наибольшую известность этой осенью в Европе завоевала марка Landwind , ее внедорожники X6 собираются по лицензии компании Isuzu и очень похожи на Isuzu Rodeo середины 90-х годов, однако интерьер этих автомобилей современнее и они оснащаются китайскими двигателями 2.4 и 2.8 литра, произведенными по лицензии Mitsubishi и Isuzu .
Дело в том, что китайцы подготовили большой стенд со своими внедорожниками на автошоу во Франкфурте.
Их планы очень агрессивны, они рассчитывают продавать в Европе до 30 000 джипов в год.
При цене 14 -15 тыс. евро за хорошо укомплектованный полноразмерный джип, такая цифра кажется вполне реальной. Однако перед открытием выставки все автомобильные издания облетела новость, о том, что AD AC провел испытания Landwind на пассивную безопасность, и эти автомобили “оказались худшими за всю 17-ти летнюю историю испытаний». Конечно, такая новость негативно сказалась на имидже компании. После выставки китайцы обратились в другую очень уважаемую организацию – TUV для проведения независимых испытаний на безопасность. TUV провел испытания и выяснилось, что Landwind «не так страшен, как его малюют». Эта новость еще больше запутала европейских автолюбителей.
Всем стало понятно, что у европейских, японских и в первую очередь - корейских производителей есть веские причины опасаться новы x конкурентов из Китая. Ведь цена китайских автомобилей будет гораздо ниже, и главный вопрос – каково их качество?
Однако информация была достаточно отрывочна, противоречива и скудна, для того, чтобы понять, какие китайские автомобили лучше всего подходят для нас и наших дорог: все или ни один, или только отдельные марки, или может быть такие автомобили еще ждут своего выхода за пределы Поднебесной?
Омнибусное исследование китайской автомобильной промышленности, проведенное Соло Консалтинг, помогло нам разобраться в этом.

Что присходит в Китае?

Отношение к китайским товарам сейчас не такое однозначное, как было раньше: один может ругаться на мигом сломавшуюся дешевую китайскую магнитолу, а другой не нарадуется дорогому фирменному компьютеру, на котором стоит клеймо Made in China.
Китай уже давно делает массовую продукцию для японцев, немцев, американцев и корейцев. Mercedes , BMW , VW , Ford , Toyota , Honda , Nissan , Hyundai, и другие гиганты собирают свои автомобили в Китае. Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайцы научились делать автомобили.

Всех китайских производителей можно разделить на несколько групп:

Первая группа – это предприятия по производству иностранных автомобилей.

Это совместные предприятия между крупными автомобильными холдингами, которыми владеет государство, и иностранными автопроизводителями, акции многих из них продаются на бирже. К таким предприятиям относятся, например, First Automotive Works Group (FAW), Shanghai Automotive Industry Group (SAIC), Dongfeng Motor Corp , Chang’an Automobile Group , Beijing Automotive Industry Group (BAIC). Вместе эти пять крупнейших холдингов занимают около 65 % китайского рынка легковых автомобилей. В 2004 году они произвели почти 3,5 миллиона автомобилей.
Львиная доля производства приходится на такие марки как VW , Hyundai , Honda и другие иномарки.
Но некоторые из этих гигантов также производят автомобили под своими марками. Например, FAW делает автомобили под маркой Hongqi (Red Flag), в свое время возившие китайских партийных лидеров, а сейчас наиболее популярной моделью стал седан Mingshi.

По сути это Audi 100 образца начала 90-х годов, но со значительно обновленным интерьером и китайским двигателем, выпускаемым по лицензии Nissan . Также FAW выпускает небольшой седан B -класса Huali с широкой гаммой двигателей объемом от 1.0 до 1.4 литра, цена такой машины в Китае от 4 до 7 тыс.долл. Dongfeng Motor Corp производит микролитражку Prince , полноразмерные рамные джипы и пикапы под маркой Dongfeng , внешне похожие на пикапы Isuzu 90-х годов, и микроавтобусы под маркой Futurer и Yuan . Chang ’ an Automobile Group с успехом продает свои микроавтобусы под маркой Chana . У BAIC широкая линейка джипов под марками Beiqi , Dongfang и Beiqi Foton .

Вторая группа - молодые автопроизводители, созданные в 80-90-х годах группами частных предпринимателей при поддержке местных властей.

Это самые динамичные компании. К ярким представителям этой группы относятся марки Hafei (на фото седан Hafei Saibao) и Chery , занимающие места в первой десятке по объемам производства легковых автомобилей.

Hafei занимает прочные позиции на внутреннем рынке Китая с широкой гаммой микроавтобусов и микровэнов, а также новых моделей хэтчбеков и седанов В и С класса. Компания Chery снискала скандальную славу своей копией Daewoo Matiz , которая весьма популярна в своем сегменте в Китае, где она стоит от 3,5 тыс. долл.

Третья группа состоит из производителей мотоциклов, автобусов, грузовиков, военной, строительной или сельскохозяйственной техники, которые в свое время запустили производство легковых автомобилей.

К маркам этой группы относятся, например, Geely, Jianghuai, Great Wall, Lifan и многие другие.

Исторически сложилось так, что сначала китайцы пересели с лошадей на грузовики и автобусы, потом у многих появились велосипеды, затем – мотороллеры. Еще несколько лет назад скутеры были основным видом транспорта для большинства китайцев.
Сейчас многие китайцы пересаживаются за руль личного автомобиля, в прошлом году было продано около 5 миллионов машин.
Поэтому большинство производителей других видов транспорта начали делать легковушки.
В основном – это утилитарные микроавтобусы вагонной компоновки, в которых помещается 5-7 человек, в прочем, без особого комфорта.
Но и цена у таких автомобилей весьма демократичная – от 4 тыс. долл. Совсем недавно несколько компаний выпустили интересные модели хэтчбэков и седанов гольф-класса с современным двигателями 1.3-1.6 литра.
Самая интересная история связана с маркой Geely , производство автомобилей этой марки началась в 1987 году с того, что владелец Zhejiang Jili Group г-н Сю Ган купил новейший по тем временам Mercedes S - class и вместе со своими инженерами разобрал его до винтика. А затем сделал копии всех деталей и собрал машину заново. Китайский Mercedes поехал, а Geely приступила к серийному производству автомобилей.

Четвертая группа - компании, основной бизнес которых – это производство комплектующих или оборудования для производства автомобилей.

Это самая многочисленная группа, она насчитывает более 40 компаний. Марки этой группы появились на свет 3-7 лет назад. В то время в Китае начался настоящий автомобильный бум, начиная с 2002 года рост продаж составлял 20-30 процентов в год, а по некоторым сегментам – до 100%!
Покупали практически всё что движется. Именно тогда на свет появились многочисленные вариации на тему рамных джипов, их в Китае сейчас производит 14 компаний. Тогда же появились многочисленные китайские клоны известных мировых марок: Mercedes-Benz, BMW, Mitsubishi, Honda, Toyota.

У одной только Honda C - RV в Китае насчитывается 12 клонов, различных по степени похожести на оригинал и по качеству, но стоящих гораздо дешевле оригинала. Если цена Honda C - RV в Китае от 28 тыс.долл., то, например, Xinkai SRV стоит 13 тыс, а Huabei Tengshi - RV – меньше 11 тыс.долл.
Большинство из компаний этой группы занимаются производством автомобилей как побочным бизнесом, объем выпуска у многих не превышает 5-10 тыс. штук в год. Важные операции и узлы отдаются другим компаниям.
В целом, качество таких автомобилей не высоко, и их производство не стабильно, поэтому в скором будущем подавляющее большинство этих компаний прекратит выпуск автомобилей. Однако и здесь есть исключения.
Некоторым из таких компаний удалось создать интересные автомобили с современным дизайном, хорошими ходовыми качествами и конкурентной ценой.
Таких компаний единицы, но они получили шанс для дальнейшего развития и может быть в скором времени мы увидим их автомобили на нашим дорогах.

Пятая группа – это подразделения крупных производственных компаний, основная деятельность которых никак не связана с производством транспортных средств.

Они начали заниматься производством автомобилей из-за конъюнктуры китайского рынка, этот бизнес не является для них основным.
К маркам этой группы можно отнести, например, BYD , занимающую по продажам автомобилей место в 3-4 десятке. Это крупная промышленная группа, основной бизнес которой - производство аккумуляторов для мобильных телефонов, она поставляет их крупнейшим мировым производителям мобильных телефонов. BYD сам не производит двигатели и некоторые другие важные узлы.
Под этой маркой выпускаются малолитражки Flyer ( F 1), а этой осенью начинается выпуск седанов гольф-класса F 3, напоминающего Toyota Corolla , и семейного седана F 5.
Новые седаны будут оснащаться китайским бензиновым двигателем рабочим объемом 1.6 литра и мощностью 100 л.с. Зачастую марки этой группы создавались с нуля, с использованием агрегатов или технологий, купленных у крупных китайских или иностранных автопроизводителей, например – несколько компаний производят модели Mitsubishi Pajero и Toyota Landcruiser 90-х годов с использованием штампов, выкупленных у японцев.
Эта группа наиболее разнородная, и объединяет ее то, что почти все компании в этой группе не могут похвастаться большими объемами производства.

Независимо от того, к какой группе принадлежит марка китайского автомобиля, ее история почти всегда начиналась с механического или ремонтного завода НОАК (НОАК – Народная Освободительная Армия Китая). Это была своеобразная стартовая площадка для всех автопроизводителей в Китае.
Другой стартовой площадкой было лицензионное производство нескольких японских и европейских марок, централизовано организованное китайским правительством в 80-х годах на нескольких крупных государственных предприятиях. Например, несколько десятков различных марок китайских микровэнов ведут свою историю от Daihatsu Atrai модели 80-х годов.
А большинство китайских рамных джипов являются глубокой модернизацией пикапов Isuzu или Toyota .
Почти все они оснащаются одинаковыми бензиновыми двигателями объемом 2.3 или 2.4 литра, сделанными в Китае по лицензии Mitsubishi и Toyota или дизелем объемом 2.8 по лицензии Isuzu .

Общие корни тесно связали автопроизводителей общим производством, бизнесом, капиталом, они владеют акциям друг друга, совместно занимаются производством. Картина их связей похожа на лабиринт: практически любая из 130 автомобильных компаний как-то связана с остальными.
Взаимоотношения между ними напоминают большой мексиканский сериал: компании объединяются, разделяются, банкротятся, на месте одной марки появляется другая, кто-то неожиданно представляет сразу по 3 новые модели. И виной этому необыкновенный рост и масштабы китайского рынка, а также жесткое регулирование со стороны китайского правительства.
Сейчас процесс объединения и поглощения компаний заметно усилился.
Дело в том, что к началу 2005 года темпы роста продаж на внутреннем рынке КНР упали и конкуренция стала заметно усиливаться.
Но если оценить динамику по различным сегментам, то становится ясно, что рынок продолжает активно изменяться.
Только изменения происходят не в общем объеме, а в структуре рынка, то есть рынок постепенно приходит в насыщенное состояние.
Поэтому продажи на внутреннем рынке у многих производителей заметно снизились, некоторые даже понесли значительные убытки.
Тогда они впервые в серьез задумались об экспорте и 2005 год стал годом выхода в Старый и Новый свет нескольких китайских марок. А в 2006 году нас ожидает настоящий фейерверк новых автомобилей из Поднебесной.

А в Китае пока в лидерах продаж ходят Hyundai Elantra , Honda Accord , VW Santana и Toyota Corolla . Только одной китайской модели FAW Huali удалось преодолеть барьер продаж в 100 000 автомобилей в год. Абсолютным лидером в этом году стала Hyundai Elantra , которую предлагают там примерно по той же цене, что и в России. Китайцы, как и все азиаты предпочитают 4-х дверные седаны, на них приходится более 60% продаж всех легковых автомобилей. Многие мировые производители выпускают седаны некоторых моделей специально для Китая.

Например, по дорогам Поднебесной бегают седаны Пежо 307 (на фото), Фольксваген Поло, Форд Фиеста.
У чиновников очень популярны VW Passat и Audi A 6, которые выпускаются в Шанхае в удлиненной на 10 см версии по сравнению с такими машинами европейского производства. На втором месте по популярности идут хэтчбэки. Понятие хэтчбэк в Китае означает микролитражную машинку класса А (как Citroen C 2) или класса В (как Volkswagen Polo), со средним объемом двигателя около 1.0 литра, иногда – 1.3 литра.
Китайские хэтчбэки предлагают за 3 – 6 тыс. долл.
Седаны гольф-класса – за 5 – 10 тысяч.
Микровэны можно купить за 4-11 тыс.долл, в зависимости от марки, двигателя и комплектации. Хэтчбэки вместе с седанами и микровэнами (китайцы называют их mini bus ) составляют подавляющую часть "пассажирских автомобилей", по принятой в Китае классификации.
На внедорожники и пикапы приходится 7 % рынка.
На минивэны итого меньше – 4%.
При этом в Китае сейчас выпускается более 80 моделей внедорожников и пикапов.
Большинство очень похожи между собой. Часто китайцы стараются копировать наиболее популярные модели, самые любимые персонажи для подражания - Honda C - RV , Toyota Prado и Lexus RX 330. У некоторых получается хорошо, вместо полного копирования они стали заимствовать идею.
Например, новый Shuanghuan CEO спереди похож на Lexus RX 330, а сзади - на BMW X 5.

Три самых популярных марки внедорожников в Китае - это Great Wall (в 2004 году продано 55 тыс. внедорожников и пикапов), Zhongxing (28 тыс) и Liebao (24 тыс). Great Wall уже известен российским автолюбителям, Zhongxing пока представлен в России только пикапом Адмирал.
Есть еще Адмирал – внедорожник, весьма похожий на Toyota 4 Runner , а также модель Cruise и Unlimited (на фото) – новая модель внедорожника с оригинальным дизайном.

Liebao производит джипы Pajero по лицензии Mitsubishi , некоторые модели продаются под японской маркой, а некоторые – под маркой Liebao .
Кроме этих трех марок можно выделить еще несколько интересных моделей внедорожников, которых возможно ждет весьма перспективное будущее в России. Особенно, если сравнить цены на внедорожники китайского производства с ценами на корейские.
Китайский пикап стоит у себя на родине от 7 до 11 тысяч долларов, полноразмерный джип – от 8 до 15 тысяч, наиболее современный комфортабельные модели, оснащенные полным приводом, автоматической коробкой передач, передними подушками безопасности, климат-контролем, кожаным салоном и электропакетом предлагаются китайскому покупателю за 15-18 тыс.долларов.

Перспективы на будущее

Чего же нам ожидать от китайских автомобилестроителей в ближайшем будущем?
Они уже прошли стадию бурного роста, некоторым компаниям этот рост принес огромные прибыли, некоторые потерпели неудачу.
Часто успех и неудачи были связаны со случаем, как это бывает на бурно растущем рынке.
Но рынок Китая насыщается конкуренция заставляет автопроизводителей серьезно побороться за каждого покупателя. Многие китайские компании будут вынуждены закрыться или войти в крупные холдинги.
Другие, до сих пор ограничивавшиеся внутренним рынком Китая, постараются выйти на внешние рынки.
Они уже сейчас нанимают специалистов по продажам и маркетингу из США и Европы, которые помогут продвигать их автомобили на рынки Европы и Америки.
Представьте, что FAW или SAIC купили Opel или SAAB и стали продавать свои автомобили под его маркой по всему миру.
Сейчас в это трудно поверить, но кто мог десять лет назад поверить в то, что мы все будем покупать мобильные телефоны и компьютеры Made in China, а китайский производитель компьютеров - концерн Lenovo - купит IBM? Статистика ГСУ КНР показывает, что за первые 4 месяца 2010 года объем экспорта легковых автомобилей китайского производства увеличился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
И пусть абсолютные показатели пока малы - всего 101 тысяча автомобилей за 3 месяца.
При таком росте уже в следующем году Китай сможет экспортировать миллион автомобилей. Китайские автопроизводители будут использовать свою тысячелетиями проверенную стратегию - делать как все, работать больше, предлагать дешевле.