Полная версия статьи: Китайские штучки, преимущества китайских производителей
Опубликовано: 17-11-2010, 01:48 в разделе Главные новости

Китайские штучки, преимущества китайских производителей


Китайские штучки, преимущества китайских производителей
Какие преимущества китайских производителей можно выделить?
Самое главное – безусловно, дешевая рабочая сила, и что, важнее – очень мобильная рабочая сила.
Увеличить темпы строительства жилья, удвоить выпуск техники, например, тракторов для сельского хозяйства или фронтальных погрузчиков, для китайского производителя не проблема.
Высококвалифицированная и среднеквалифицированная рабочая сила (то, чего не хватает в России и Украине) здесь в избытке.
Во-вторых, какой бы проект вы ни задумали реализовать в Китае, вы быстро найдете необходимых поставщиков – сырья, оборудования, деталей, полуфабрикатов, запасных частей.
В странах СНГ, как вы знаете, найти поставщиков - настоящая история: их либо мало, либо нет, и тогда приходится искать их где-то за границей, либо они удалены на таком большом расстоянии, что работать с ними просто невозможно.
Есть еще вопрос стоимости – в СНГ ценовая политика непрозрачна, тогда как в Китае каждый знает, сколько будет стоить продукция определенного качества или определенного размера.
Цена определяется моментально, в течение нескольких минут после запроса.

А еще Китай впитывает в себя не только прямые инвестиции (точнее – впитывал, в условиях кризиса этот процесс приостановился), но и ноу-хау, технологии.
Накоплен существенный опыт, ввезенных сюда за последние десятилетия технологий.
Теперь правительство страны ставит задачу создания собственных брендов, собственных изобретений.
Китай начал реализацию крупных программ по подготовке своих кадров. На госденьги за рубеж для обучения в известных мировых вузах отправляются тысячи людей.
Китай научился у запада и системе управления крупными и средними компаниями.
Менеджмент работает великолепно.
Китайцы быстро перестраивают производство, они в состоянии быстро оценить, что нужно рынку.
Гибкость китайских производителей подкупает.

Наконец, значительную поддержку малому и среднему бизнесу оказывает государство - хотелось бы видеть нечто подобное и у нас.
Как выражается эта поддержка?

Совсем новый пример – на прошлой неделе министерство финансов Китая выпустило программу поддержки малого и среднего бизнеса.
Там всего шесть пунктов, приведу несколько.
Для начала, учитывая тот факт, что многие китайские производители ориентированы на экспорт, а в условиях кризиса их положение стало шатким, правительство предусмотрело субсидии и льготы для поддержки таких экспортно-ориентированных компаний.
Вопрос кредитования в Китае решили просто - банкам устанавливается сумма, которую они должны выделить на средний и малый бизнес.
У региональных структур она выше.
Иными словами - в Китае правительство обязывает банки выделять кредиты малому и среднему бизнесу - этакий Госплан.
При этом его ставка строго фиксируется. Банки вынуждены искать клиентов из малого и среднего бизнеса самостоятельно.
Китайские бизнесмены таким образом получают деньги для развития.
У нас кредит если и получаешь, то он оказывается золотым.
Кстати, в вопросах субсидирования министерство финансов выделяет среди компаний особые категории: тех, кто занимается инновациями, хайтековскими технологиями.
Т.е. они малый и средний бизнес еще поделили на сектора.

Дальше - проблема бюрократии. В Китае, как и везде, она существует. На ее решение китайский Минфин выделяет серьезные деньги.
В стране существует отдельная структура, которая занимается только мониторингом проблем малого и среднего бизнеса.
Допустим, в одном из учреждений не хватает заявлений, формуляров или ждать оформления какой-нибудь лицензии приходится долго, потому что на одну провинцию определен всего один человек.
Эта проблема моментально решается - открывается новый офис, сажается еще один человек, меняется законодательство.
Кроме того, из США, Японии и Кореи выписывают экспертов по малому и среднему бизнесу.
Они выявляют проблемы и предлагают свои механизмы их решения, которые затем апробируются на шанхайском рынке.
Если результат успешный, выработанный механизм распространяют на всю провинцию и весь Китай.
Есть ли у нас такая структура? Я искал, но не нашел.
Не утверждаю, что ее нет.
Но, если она и существует, то о ней мало кто знает, и значит, она если не бесполезна, то, по крайней мере, неэффективна.

А какие у китайских производителей слабые стороны?

Слабым по-прежнему остается качество. Китай вышел на мировой рынок, стал конкурировать с мировыми производителями.
Например, в машиностроении это американцы, немцы, японцы, французы.
Многие эксперты говорят, что китайские производители не дотягивают до общемирового уровня.
Это не так, у них уже есть необходимые технологии, станки, оборудование.
Если не хватает качественного металла, китайцы завозят его из Швеции.
Просто, если они начинают это делать, продукция по цене становится такой же, как немецкая или, скажем, американская. XCMG, Zoneline и другие производители китайской строительной техники могут конкурировать с Mitsubishi или Като.
В целом для того, чтобы быть конкурентоспособной, учитывая расходы на транспортную логистику и таможенную очистку, китайская продукция должна быль на 30 - 40% дешевле европейской, этого можно достичь только за счет ухудшения качества, упрощения модели, снижения издержек на сырье.

Некоторые продукты китайского производства действительно имеют высокий стандарт качества, но это всегда связано с совместными марками.
Например, Lenovo. В основе - сотрудничество с IBM.
Полностью национальные марки пока не позиционируются как высококачественные.
С этим китайское правительство серьезно борется: выделяет колоссальные средства на рекламу отечественных продуктов, на поддержку своих производителей, на создание стандартов качества.
Существует специальная комиссия, которая проверяет качество товаров, приготовленных на экспорт, причем может даже запретить продукцию к вывозу за рубеж.
Такие примеры есть: ряд технических товаров и инструментов не экспортируются из-за плохого качества.

Конкурируют ли китайские производители с российскими?

Да, мы конкуренты. В последние годы китайская промышленность стала ориентироваться не только на легкую промышленность или производство ширпотреба – обуви или мебели, а на электронную промышленность плюс машиностроение.
В электронной мы никогда не были конкурентами, потому что это не наше.
В России большие инвестиции пока в электронику (я имею в виду ширпотребного плана – компьютеры, фотоаппараты и т.п.) не пришли.
А вот по машиностроению, особенно тяжелому - станкостроению, дорожной техники - мы всегда были одними из лидеров.
В закрытой системе мы производили практически всю гамму, все продукты строительной техники.
В 80-90-х в силу исторических обстоятельств все это было заморожено.
Сейчас начинает восстанавливаться, но мы вдруг обнаружили, что в нашей нише простых, но дешевых и качественных станков есть конкуренты – это китайцы.
С японцами, американцами, немцами мы не пересекались: они работали в сегменте более дорогой техники.
Нашим рынком был, скажем, Вьетнам.
Его пример показателен: старые машины на стройках – советские, новые – китайские. Это говорит о том, что китайские производители завоевывают рынки строительной и автодорожной техники или спецтехники в развивающихся странах, более того – они идут в Европу, Америку.

Интересно, что старт многим заводам дали советские специалисты, наши технологии. Например, завод XCMG - знаменитый завод кранов, фронтальных погрузчиков и другой строительной техники. Это самый большой по производству строительной техники завод в Китае, он входит в пятерку крупнейших по выпуску строительной техники в мире. Это гигант, образец культуры производства, технологии - образец всего.
А начинался он с того, что мы поставили технологию для производства кранов на базе нашей машины ЗИС-150 (Завод имени Сталина), т.е. мы помогли китайцам начать, а они пошли дальше.
У нас многие заводы закрыли, другие сейчас прямо конкурируют с китайскими производителями.
Например, Ивановец (выпускает гидравлические краны) или Челябинский завод (фронтальные погрузчики).

Стоит ли российским производителям бояться конкуренции?

Я не согласен со словом "бояться". На какой уровень экономики мы бы ни поднялись, конкуренция будет всегда. Поэтому бояться конкуренции с китайскими производителями не стоит. Просто нужно выбрать свое направление и развивать производство в данном сегменте. Конечно, я бы хотел, чтобы мы были в лидерах в машино-техническом, индустриальном плане, но ничего плохого нет, если мы станем прекрасной Новой Зеландией, т.е. будем специализироваться на производстве продуктов питания, но будем делать это хорошо. Нужно работать на рынке конкуренции. Это то, что заставляет развиваться.

Почему приняли решение открыть представительство ОПОРЫ России в Китае?

Официальное представительство на юго-восточную Азию мы открыли в 2005 г. Товарооборот между нашими странами рос, вслед за этим рос интерес к Китаю. Многие члены ОПОРЫ хотели работать в этой стране, но не знали, как это делать. Открывать свое представительство и поддерживать его для каждого члена организации не всегда необходимо, все-таки это не дешево. Решили открыть офис, который будет выполнять функции представительства ОПОРЫ для всех ее членов. Это некоммерческая организация, такой сервисный, консалтинговый центр, в который члены ОПОРЫ могут приехать и решить какие-то одноразовые или, скажем, более длительные проблемы, могут сориентироваться, стоит ли им открываться здесь производство самим или инвестировать в какие-либо проекты. Т.е. представительство в Китае - это такая маленькая площадка, маленький плацдарм, которым пользуются члены ОПОРЫ для продвижения в Азиатском регионе. Это такой честный клуб, это знак качества. Бизнес требует определенных гарантий, их дает ОПОРА. Если ко мне приезжает бизнесмен, член организации из любого региона России – это уже рекомендация.

На сотрудничество с государственными или частными структурами ориентирована ОПОРА России в Китае?

Приоритетов у нас нет, все зависит от потребностей клиента, члена ОПОРЫ. Многие пытаются поделить государственное и частное на черное и белое. На мой взгляд, это неверно. Под разные проекты подходят разные структуры. Да, может быть, государственные компании медлительные, бюрократизированные, но они более надежные. К государственным, по совету китайцев, отношусь с большим доверием. Частные быстрее идут на контакт, с ними легче вести переговоры, они быстрее снижают цены, но итогом может быть, например, продукция низкого качества. Поэтому необходима более детальная проработка частных компаний, проверка документации. Из нашего опыта - в легкой промышленности лучше сотрудничество с частными компаниями, в остальных случаях - с государственными.

И с какими же сложностями сталкиваются предприниматели в Китае?

Прежде всего, наверное, языковой барьер, незнание местных законов, правил, устоев. Некоторые представления о бизнесе ошибочны. Нужно понимать, что в Китае другой мир. В Европе все в общем-то ясно, понятно, как ведется бизнес, понятно, как формируются цены. В Китае многие вещи для российского бизнесмена – terra incognito – неизведанная земля.

Но ведь, рассказывая о преимуществах китайских производителей, китайской экономики, вы упоминали обратное - прозрачность ценообразования в стране.

Верно, но вот только китайский рынок становится прозрачным лишь тогда, когда его начинаешь понимать. Почему в Европе проще – там партнеров меньше, они все на виду. Здесь производителей продукции может быть сотни, а то и тысячи, поэтому разобраться в этом изобилии бывает довольно сложно. Соотношение цены и качества в Китае очень зыбко. Поэтому, заходя на китайский рынок, важно найти тех, кто в нем разбирается.

В каких отраслях представлен российский бизнес в Китае?

В основном это все направления, связанные со строительством - то, что у нас в России развивалось в последние годы наиболее бурными темпами. Это и материалы, и техника, и людские ресурсы – поиск компаний партнеров для выполнения подрядов в России. Предполагаю, что постепенно в условиях кризиса активность на данном направлении снизится. Кризис в первую очередь бьет по строительству.

Второе направление – все, что касается мебели. Третье - одежда, ее разные направления – спортивная, повседневная, детская, для женщин, мужчин, наконец, обувь. Хотя в данном случае услуги ОПОРЫ предпринимателям не нужны. Это направление малый и средний бизнес открыл для себя еще в 90-х. У бизнесменов на территории Китая действуют свои представительства.

А есть ли шанс у российского малого и среднего бизнеса войти на китайский рынок со своими продуктами?

На китайском рынке хорошо чувствуют себя производители станков, оборудования, энергетических установок. Как правило, это серьезные компании с длительной историей сотрудничества с Китаем. У них есть партнеры в стране, другие решают свои вопросы через министерские ведомства.

Огромные перспективы у российских продуктов питания. Предпринимают попытки войти на китайский рынок производители молочных продуктов, например, сыров. Дальше - кондитерские изделия, шоколад. "Коркунов", был одним из первых, кто массово и профессионально пошел на китайский рынок и сейчас действует здесь достаточно успешно. В Китай пришло наше пиво "Балтика". Водка – это традиционное направление. Продаются в Китае хлебо-булочные изделия, особенно популярны они в провинции Хэйлунцзян. Ждут своей очереди колбасники.

Наши продукты действительно вкусные, поэтому шансы у производителей велики. Однако задача эта не простая. Барьер входа на китайский рынок высок. Потребуются время и значительные денежные вложения. Однако это того стоит. Коркунов в свое время рассуждал так: "А если каждый тысячный китаец съест одну мою конфетку? Это ведь миллионные объемы продаж". Он понял, что риск оправдан. А если каждый тысячный китаец съест кусочек колбасы? "Микояновскому" заводу придется увеличивать производство в три раза.