Полная версия статьи: Налоговый кодекс
Опубликовано: 3-12-2010, 13:37 в разделе Политика

Налоговый кодекс


Налоговый кодекс
Спорный Налоговый кодекс, вызвавший массовые акции протеста предпринимателей, вчера был принят Верховной радой с учетом всех замечаний президента Виктора Януковича.
В новой редакции значительно сокращены полномочия налоговых органов и восстановлены права бизнеса.
Глава государства также настоял на том, чтобы упрощенная система налогообложения осталась неизменной, но при условии ее дальнейшего реформирования.
Однако эксперты считают, что кодекс еще далек от идеала.

Прежде чем подать в Верховную раду замечания к ветированному 30 ноября Налоговому кодексу, президент Виктор Янукович ночью сразу же по прилете из Казахстана снова собрал в аэропорту «Борисполь» членов экономического блока правительства.
Напомним, решение о применении права вето к документу господин Янукович также принял в аэропорту.
О подробностях встречи с членами Кабмина ничего не было известно, но уже после перерыва во вчерашнем заседании парламента депутаты начали говорить о рассмотрении президентских поправок до конца дня.
После 15.00 предложения главы государства были обнародованы на сайте администрации президента.
К тому времени профильный парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики успел их изучить, поддержать и рекомендовать депутатам к принятию.

В Раде документ оперативно представила первый заместитель главы администрации президента Ирина Акимова.
И всего за несколько минут депутаты одобрили предложение спикера Владимира Литвина проголосовать за поправки в пакете, а не постатейно, и приняли их в целом 272 голосами.
Документ поддержали 178 депутатов фракции Партии регионов, 26 — Компартии, 20 — блока Литвина, 18 — «Нашей Украины--Народной самообороны», 6 — «БЮТ-Батькивщины», 24 — внефракционные.
Президент подготовил 12 пунктов замечаний, отметив, что принятый 18 ноября Налоговый кодекс «несет существенные риски».
После того как президентские поправки были учтены в документе, как показывает его анализ, значительно сократились полномочия налоговых органов и расширились права плательщиков.

В первую очередь был ликвидирован принцип презумпции виновности при процедуре административного оспаривания решений Государственной налоговой администрации.
Теперь доказывать правомерность действий должны налоговики, а не плательщики.
Кроме того, налоговая администрация будет обязана предоставлять плательщику копии приказов о решении начать документальную или фактическую проверку.
В первоначальном варианте действия налоговиков ограничивались лишь устным распоряжением руководства, что не давало возможности бизнесу оспорить результаты проверки.
Налоговая получила право налагать арест на имущество плательщика лишь на 96 часов.
Ранее она могла в судебном порядке добиваться неограниченного срока ареста. И наконец, налоговый залог теперь должен быть равен сумме задолженности, а не двойной ее сумме, как в предыдущем варианте кодекса.

Бизнес в свою очередь освобожден от обязательств давать пояснения по вопросам налогообложения, вести учет по временным и постоянным налоговым разницам, учитывать в валовых расходах затраты на приобретение у нерезидентов консалтинговых, маркетинговых услуг, рекламы, а также на уплату роялти.
Кроме того, президент настоял на снижении ставки рентной платы за газ, добытый в Украине (изначально был предусмотрен 40-процентный рост ставок, что, по мнению господина Януковича, привело бы к сокращению собственной добычи газа и увеличению потребления импортного).
Глава государства также потребовал вернуться к системе упрощенного налогообложения, действовавшей с 1998 года (о сохранении этой нормы Ъ сообщал вчера).
Но, по словам Ирины Акимовой, правительству совместно с бизнесом поручено в течение двух месяцев разработать новый законопроект о едином налоге с учетом ликвидации всех налоговых дыр.

Представители оппозиции вчера возмущались тем, что перед голосованием не было возможности обсудить поправки президента.
Согласно пункту регламента Рады, который процитировал депутат Сергей Сас («БЮТ-Батькивщина»), подобные изменения должны приниматься не ранее чем через три дня после их поступления в парламент.
«Я считаю, что нет радикальных изменений в администрировании налогов в нашей стране, в распределении бюджета и в борьбе с коррупцией.
Это глобальная работа, и она еще впереди»,-- возмущалась его коллега по фракции Наталья Королевская.

«Решение президента направлено скорее на снижение социального напряжения»,-- считает директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык.
Но в целом сам документ не решает существующих экономических проблем и не будет способствовать выведению украинской экономики из тени, отмечает старший экономист центра «CASE-Украина» Владимир Дубровский.
«Схема возмещения НДС осталась без изменений, и она по-прежнему прикрывает коррупционные интересы»,-- добавляет он.
В кодексе также сохранились нормы о введении ряда критериев для получения автоматического возмещения налога, реестра налоговых накладных, без предоставления которых сформировать налоговый кредит будет невозможно, а также налоговых преференций ряду отраслей.

По мнению аналитиков, в дальнейшем упрощенная система будет реформирована, а позже упразднена. «Об этом среди прочего свидетельствует тот факт, что предприниматели не смогут включать в валовые расходы операции с компаниями, находящимися на едином налоге. Это сузит возможности малого и среднего бизнеса»,-- отмечает господин Рудык. Господин Дубровский добавляет, что система уплаты единого налога нуждается в изменениях, поскольку имеет «серьезные проблемы по части минимизации и злоупотреблений».

Впрочем единого мнения участников акций протеста против принятия кодекса нет.
Глава профсоюза таксистов Василий Попик заявил: «Я не могу говорить за всех и не знаю, разойдется ли Майдан. Но Майдан своего добился!».
Между тем другие участники заявляют, что их удовлетворит лишь полная отмена кодекса.