Регистрация    Войти
Авторизация

Децентрализация налогов

Категория: Экономика
Децентрализация налогов

29 апреля в парламенте прошли слушания о внесении изменений в Конституцию Украины. Поправки в главный закон государства – это часть большой административной реформы по децентрализации власти, которая сегодня готовится в правительстве.

Основная задача реформы: дать регионам больше полномочий. Одно из предложений – позволить территориям оставлять большую часть налогов у себя. Для этого в Кабинете министров начали разработку нового Налогового кодекса, который может заработать уже в 2016 году.

Но принятие нового Налогового кодекса не даст должного результата, если не будет дорожной карты, где будут определены принципы налоговой системы и налоговой политики, механизмы для наполнения бюджетов всех уровней (учитывая предстоящую административную реформу по децентрализации власти).

Практика принятия Налогового кодекса в разных созывах свидетельствует о большом интересе к этому документу всех политических сил. Например, в поданный Налоговый кодекс, который был принят в 2010 году, в первоначальный его текст законодатели внесли больше 6000 поправок. Существенное изменение первоначальной редакции приводит к разбалансированию документа и его экономических расчетов.

Для того чтобы с учетом децентрализации принять сбалансированный Налоговый кодекс, нужно сначала утвердить Концепцию налоговой политики и дать ответ на такие вопросы:

1. Каков будет перечень общегосударственных налогов и сборов, нужно ли в Налоговом кодексе устанавливать перечень местных налогов и сборов и кто такие налоги будет устанавливать? С одной стороны, если налоги будут устанавливаться на местах, у местных властей может быть больше стимулов для развития региона. А с другой – необоснованное установление множества местных налогов может ухудшить инвестиционный климат в отдельных областях.

2. Кто будет собирать налоги и каков порядок их администрирования: представительства центральных органов власти (как сейчас) или будут созданы новые муниципальные фискальные службы для наполнения местных бюджетов?

3. Какие основные налоговые элементы должен закрепить Налоговый кодекс – ставки налогов, порядок их уплаты и т.д.?

4. Будет ли предусмотрена поэтапность введения новых правил налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом?

5. В концепции должны быть утверждены экономические расчеты для ответа на главный вопрос: насколько новый Налоговый кодекс сможет обеспечить ресурсами госбюджет и местные бюджеты.

В нынешних условиях Верховная рада могла бы утвердить концепцию налоговой политики, чтобы у рабочей группы было время для разработки новой редакции Налогового кодекса, и внести его в парламент до конца текущего года.
Без регистрации на сайте, комментарии доступны только через Facebook.